30.06.2017
Западные супермаркеты уже несколько десятилетий практикуют замену кассы на автоматизированные устройства под названием Self-Checkout. Другие страны присоединяются постепенно, но быстро набирают обороты.
Ситуация в сфере ритейла
Global EPOS – организация, проводящая маркетинговые исследования в сфере применения электронных аппаратов продаж – опубликовала отчет, согласно которому закупка техоборудования для самообслуживания в 2015 г. возросла в среднем на 5% по сравнению с предыдущими годами. Странами-лидерами в закупке являются:
- Соединенные штаты. Америка дольше и лучше своих соседей оснащена автокассами, ее бизнесмены убедились в преимуществах и эффективности устройств, поэтому регулярно обновляют оборудование первого поколения на современные аналоги. Как результат, в одном только 2015 году число продаж повысилось на 26%.
- Япония. Ее супермаркеты и крупные магазины продолжают стабильно закупать приборы самообслуживания. Владельцы малых торговых точек, напротив, от амортизации отказываются, аргументируя тем, что такие технологии не по карману для их бизнеса. Появление недорогих и малогабаритных механизмов Self-Checkout могут изменить ситуацию.
- Австралия. Страна использует автокассы больше десяти лет и продолжает оснащать ими сети крупных супермаркетов и новые магазины, модернизирует устаревшие механизмы.
По исследованиям RBR инвестиции российских предпринимателей в автоматизацию ритейла (анг. retail – розничная торговля) увеличились почти в два раза в сравнении с 2014 годом. Механизмы Self-Checkout были успешно внедрены в сеть общеизвестных магазинов и стали приносить до 25% дохода от клиентского трафика.
Мировые поставщики касс самообслуживания
Мировое лидерство по производству и поставке автоматических кассовых приборов в ритейл делят четыре компании-гиганта:
- NCR (68%);
- Toshiba (10%);
- Fujitsu (10%);
- Wincor Nixdorf (9%).
Бесспорный лидер NCR ежегодно увеличивает свою долю на рынке автоматизированного спецоборудования, в 2015 г. она достигла практически 70%. Технологии NCR можно найти в странах американского и евроазиатского континента, они распространены в 5 из 6 возможных регионов. Производство Toshiba большей частью ориентировано на японских предпринимателей, а Fujitsu развернуло деятельность в Северной Америке, куда экспортирует три четверти выпущенных устройств. По количеству продаж Wincor Nixdorf занимает четвертую позицию, а по числу внедренных в работу аппаратов стабильно держится на втором месте. На долю европейских поставщиков едва наберется 3%, в ближайшие десятилетия им не выбиться на мировую аренду продаж.
Растущая популярность автоматических кассиров
В 2015 г. как крупных, так и малых поставщиков были распроданы на 95%. Основной поток технологий самообслуживания пришелся на североамериканские, западноевропейские и азиатско-тихоокеанские страны. До других государств мода на автоматизированные механизмы пришла не так давно, но процессы оптимизации ритейла значительно ускоряются.
Тестовые проекты по установке автоматических касс стали появляться в розничных сетях самых широко известных супермаркетах Саудовской Аравии, Украины и Чили. Постепенно оборудование внедрится на весь рынок Африки и Ближнего Востока. Германия, Китай и Бразилия, не смотря на свою прогрессивность, предпочитают использовать традиционных кассиров и человеческие факторы.
В России повсеместному распространению технологий мешает дороговизна импортных аппаратов и необходимость полной русификации интерфейсов. Зарубежного электронного кассира купить могут только известные гипермаркеты, имеющие значительный денежный оборот, потому как 1 спецоборудование того же NRC по стоимости приравнивается к 5 отечественным. Для среднего и малого торгового бизнеса выгоднее будет приобретать техоборудование для оптимизации у российских поставщиков:
- Оно дешевле в несколько раз;
- Имеет меньший срок окупаемости;
- Адаптировано под рублевую валюту;
- Не нуждается в переводе.