14.07.2017
Глобальная оптимизация охватывает все новые отрасли и проявляется в непредсказуемых сферах. Автоматизация кассы в гипермаркете или на автомойке уже никого не удивляет, теперь же она добралась и до библиотек.
Как выглядит библиотечное самообслуживание
Отчасти оптимизация библиотечного дела уже существует: в главных библиотеках крупных городов давно можно найти инфокиоски, предоставляющие данные о книжном ассортименте и имеющихся авторах. Однако это не убирает необходимость контакта с библиотекарями и прохождения стандартных процедур по типу продления, сдачи учебников и регистрации.
Самообслуживания при помощи автокасс подразумевает, что посетитель на 90% станет обслуживать себя самостоятельно. Читатель сможет выполнять следующие функции без вмешательства работников заведения:
- Искать книгу в библиотечной базе или определенного автора-писателя;
- Оформлять вынос или продление пользования взятого ранее учебника;
- Делать пометки в собственном электронном читательском билете;
- Сдавать прочитанные книжки через специальные терминалы.
Каждая печатная единица будет оснащена особым чипом или меткой, что предотвратит возможность незаметного хищения и выноса книг через антикражные ворота. Когда посетитель определится с книжкой, он поместит ее и прочие выбранные издания в отверстие терминала, где сканер считает метку и запишет информацию в личный билет. Одновременно статус учебника изменится на «разрешенный для вынесения».
Во время возврата читателю достаточно поднести или вставить билет в автоматическую кассу приема, в другую нишу опустить книжные издания и получить квитанцию о сдаче. Программа сиюминутно активирует чип, делает пометку в читательском документе и обновляет статус книги.
Основные преимущества
Автоматизация библиотеки необходима, в первую очередь, сотрудникам, особенно областных, региональных или университетских заведений, где поток читателей стабильный, а в некоторые сезоны резко увеличивается. Например, обычному посетителю придется долго дожидаться библиотекаря в месяцы июня и августа, когда происходит прием и выдача школьных и студенческих учебников.
Оборудование для оптимизации решает ряд других нюансов:
- Отпадает необходимость личного заполнения бланков приема/выдачи ручным и/или компьютерным способом. Этим займется устройство, и время процедуры сократится до нескольких секунд.
- Исчезнет частая инвентаризация, наименование и количество продукции будут учитываться машиной и указываться в отчетах.
- Система обеспечит наилучшую сохранность книг и позволит вести наблюдение за их перемещением.
- Сократится время обслуживания одного человека, большая часть посетителей начнет использовать терминалы самообслуживания для записи книжек, что поспособствует освобождению библиотекаря для решения сложных, нерутинных задач.
- Если установить оборудование для возврата на входе, можно реализовать возможность сдачи книг круглосуточно, в нерабочие часы, праздники и выходные.
Простота интерфейса и скорость выполнения привлекут читателей любого возраста.
Функциональные возможности
Аппаратная составляющая терминала позволит считывать данные с электронных билетов и чипов, сканировать метки, осуществлять прием учебников, выдавать бумажные квитанции об успешном возврате. Программная составляющая будет зависеть от пожелания библиотеки, стандартный набор функционала предлагается следующий:
- Список заказов, в том числе находящихся на руках или в задолженности;
- Функция продления;
- Оформление возврата;
- Наличие нескольких языков интерфейса для иностранных студентов;
- Квитанции о совершенных действиях (сдача пособий, оплата штрафов);
- Ведение статистики, формирование читательских отчетов.
Как и автоматизация магазина, оптимизация библиотеки станет необычным, но крайне удобным решением, которое через десятилетие появится во всех российских заведениях.